РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ. КОРПОРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ
КЛЮЧ К ЭФФЕКТИВНЫМ КОММУНИКАЦИЯ
В мартовском номере «БизнесLife» была опубликована экспертная статья о корпоративных журналах, издание которых может стать для организации, как источником проблем, так и действенным инструментом управления. В продолжение этой темы предлагаем материал об одном из лучших корпоративных журналов в Казахстане – «Мунайшы», который издает компания PetroKazakhstan.
Журнал «Мунайшы» представляет собой полноцветное издание формата А4 объемом от62 страниц. Информация публикуется на трех языках – русском, казахском и английском. Выпуск «Мунайшы» берет свое начало в 2000 году, и за прошедшие 13 лет тоненький бюллетень трансформировался в полноценный журнал, выполняющий все задачи, которые призвано решать корпоративное издание типа b2p (для сотрудников).
А это, прежде всего, определенные коммуникационные задачи, что особенно важно, когда численность компании большая и многие из сотрудников географически удалены друг от друга. В «ПетроКазахстан» работает в общей сложности около 3,5 тыс. человек. И это не считая сотрудников подрядных организаций. Добывающее подразделение компании расположено в Кызылординской области, нефтеперерабатывающее – в Южно-Казахстанской. Головной офис находится в Алматы. Работает представительство в Астане, оно ведет работу с акционерами из АО НК «КазМунайГаз». Другой акционер – компания CNPC – находится в Пекине.
Таким образом, сотрудники «ПетроКазахстан» рассредоточены в достаточно большой географической зоне, и поскольку каждое подразделение выполняет свои производственные задачи, именно «Мунайшы» сегодня является одним из ключевых инструментов коммуникации среди всех подразделений компании. Команде, которая работает над созданием журнала, а это сотрудники департамента стратегических коммуникаций, удалось сделать журнал частью корпоративной культуры, когда персонал воспринимает успех в своей работе в ряду общих достижений компании. Как отмечает вице-президент компании «ПетроКазахстан»и по совместительству главный редактор журнала «Мунайшы» Бахытжан Исенгалиев, редакция видит свою задачу в том, чтобы каждый сотрудник знал, чем в целом занимается компания, в чем смысл этого бизнеса, и ощущал себя участником производственного цикла, процесса развития организации.
Темы и идеи
«Мунайшы» выходит четыре раза в год, в конце каждого квартала. Все, что произошло в компании за три месяца, новые производственные проекты, мероприятия, достижения, проблемные ситуации– находит отражение в журнале. Причем коллективу предоставляется информация о деятельности компании как из первых уст – от имени руководства, таки посредством экспертных статей, репортажей, интервью. Это позволяет донести до каждого сотрудника понимание миссии, стратегии и целей компании. В каждом номере редакция рассказывает о социальной жизни компании, старается подчеркнуть заслуги тех, кто является лучшим в своей работе. Так дополнительно решаются вопросы мотивации и нематериального поощрения персонала. Поскольку «ПетроКазахстан» является региональным экономическим лидером, крупнейшим работодателем в двух регионах, компания строго выдерживает стандарты корпоративной социальной ответственности. Безопасность труда, охрана здоровья сотрудников, вопросы страхования, профсоюзные новости – информацию об этом журнал публикует регулярно. Как и статьи о спонсорских и благотворительных проектах компании. Специальными выпусками журнал отмечает особые события в жизни компании. Обо всем этом рассказывается доступным, неформальным языком, через призму человеческих взаимоотношений. Например, в журнале был опубликован цикл интервью с руководителями всех подразделений компании. «Мы показали всю структуру работы менеджмента,– говорит Бахытжан Исенгалиев. – Рабочему, который трудится на нашем месторождении или на нефтеперерабатывающем заводе, должно быть понятно, как функционирует менеджмент в центральном офисе в Алматы, в чем заключается работа различных департаментов. Мы стремимся к тому, чтобы каждый сотрудник мог иметь представление о ключевых бизнес-процессах компании в целом».Своей задачей редакция журнала считает и расширение кругозора сотрудников компании. События из сфер искусства, спорта, науки, образования, и в первую очередь те, что имеют отношение к компании, находят свое отражение на страницах журнала «Мунайшы». К примеру, в журнале есть постоянная рубрика под названием«Нефть: из недр – до вашего дома», где эксперты компании «ПетроКазахстан» рассказываю то технологических процессах, показывая весь цикл, начиная с разведки нефти и заканчивая производством бытовых изделий из продуктов переработки нефти. Благодаря «Мунайшы» кызылординские сотрудники в курсе производственных и корпоративных новостей своих шымкентских коллег, и наоборот. Пропаганда здорового образа жизни – этоодин из приоритетов политики «ПетроКазахстан». Гордостью компании является Спартакиада «ПетроКазахстан», которая проводится вот уже четвертый год. В ней принимают участие сотрудники компании из всех ее бизнес-подразделений. Это настоящий праздник спорта, корпоративного единства и здоровых амбиций! Практически в каждом номере происходит знакомство читателей «Мунайшы» со звездами казахстанского спорта, которые стали друзьями компании. Много откликов получили материалы_о Серике Конакбаеве, Илье Ильине, Юрии Голодове, легендарном покорителе Эвереста. «Мы хотим, чтобы молодые ребята понимали, что в жизни есть место спорту, который часто связан с исключительным мужеством, ответственностью и дисциплиной, – говорит Бахытжан Исенгалиев. – Люди спорта,о которых мы пишем, сделали очень много для узнаваемости Казахстана. Если хотя бы нескольких пацанов это зацепит и они станут заниматься спортом, то, значит, наша просветительская работа в этой области делается не зря». Доказали свою востребованность у читателей статьи о легендарных людях, которые являются гордостью всего казахстанского народа. Например, о Бибигуль Ахметовне Тулегеновой. Компания в этом году выступила спонсором издания книги о жизни этой замечательной певицы, которую написала Ирина Серкебаева. Редакция придает большое значение обратной связи с сотрудниками, регулярно проводя опросы о том, что бы им хотелось видеть в журнале. Так появилась рубрика «Наши таланты» о детях сотрудников, их увлечениях и достижениях. Или рубрика «Путешествия», где сотрудники компании рассказывают о тех странах, в которых побывали. В рубрике «Эксперт» даются мнения в части развития политических и экономических событий. Например, по случаю 20-летия установления дипломатических отношений с КНР редакция привлекла в качестве эксперта Вячеслава Гиззатова, признанного специалиста по Китаю, посла по особым поручениям, руководителя правительственной делегации по делимитации и демаркации государственной границы в ранге Чрезвычайного и Полномочного Посла.
Распространение и популярность
Издание выполняет также функции внешней коммуникации, поскольку является визитной карточкой компании, играет большую роль в формировании позитивного имиджа«ПетроКазахстан» во взаимоотношениях с госорганами, инвесторами и партнерами. Журнал читают не только работники компании, но и жители регионов Кызылординской и Южно-Казахстанской областей. В Алматы, Астане, Кызылорде, Шымкенте журнал можно увидеть в приемных руководителей акиматов, других государственных органов. Министерство нефти и газа РК, Министерство охраны окружающей среды РК, АОНК «КазМунайГаз», ассоциация KAZENERGY, партнерские компании в обязательном порядке получают журнал и находятся в курсе событий «ПетроКазахстан».Статьи в «Мунайшы»интересны и актуальны для многих коллег из нефтегазового сектора. Тем более подача материала часто производится в виде открытого диалога, размышлений по тому или иному поводу. В последнее время увеличилось число запросов на доставку журнала от общественных организаций, ассоциаций, фондов, учебных заведений. Например, в Кызылординском государственном университете имени Коркыт Ата ждут журнал еще и потому, что используют его в качестве методического пособия при обучении студентов английскому языку, поскольку все статьи даются одновременно в переводе на трех языках. «Мунайшы» является подспорьем в изучении казахского, русского, английского языков в некоторых сельских школах. В редакции только рады, так как видят в этом возможность популяризации среди молодежи знаний о производстве нефти, а значит, и профессий, нужных компании, в целом. Не только в учебных заведениях используют переводные статьи «Мунайшы», но и в офисах. Недавно бывший президент «ПетроКазахстан», а ныне старший вице-президент PetroChina, президент CNPC Int. г-н Бо Чилян признался, что изучает русский язык по журналу «Мунайшы», который регулярно доставляется в пекинский офис компании.
Процесс создания журнала
Интересно, что такой популярный, качественный журнал делается силами небольшой команды сотрудников департамента стратегических коммуникаций. Помогают пиарщики из отделов по связям с общественностью из подразделений в Кызылорде и Шымкенте. Статьи пишут сами сотрудники, они же переводят материалы или же проверяют результаты работы агентств переводов. Большое внимание уделяется качеству текстовых и фотоматериалов. Как отмечает директор по стратегическим коммуникациям компании «ПетроКазахстан» Махаббат Джайлганова, производство качественной продукции требует творческого подхода и высокого уровня ответственности. «Мы принимаем участие и контролируем весь процесс производства, включая написание статей, подбор фотоматериалов, верстку, печать журнала,– говорит она. – Очень щепетильно относимся к созданию журнала. В утверждении финальной версии номера принимает участие президент компании г-н Вэй Юйсян, причем читает от корки до корки и оценивает все, включая дизайн и качество фотоматериалов. Мы очень требовательны по отношению к тому, что делаем».Надо сказать, что команда «Мунайшы» помимо журнала выпускает и другую корпоративную имиджевую продукцию – буклеты, книги. Например, пару лет назад была издана книга «ПетроКазахстан.Философия бизнеса», в оформлении обложки которой использовалось нестандартное решение. При взгляде на нее понимаешь, что команда «Мунайшы» – это творческие, интеллектуальные люди с широким кругозором.«На обложке мы поместили знак «дзен», символизирующий энергию жизненной силы и чистоты, простоту и наполненность, равновесие и гармонию,– говорит Махаббат Джайлганова. – Этим мы хотели подчеркнуть, что бизнес – это нечто большее, чем просто зарабатывание денег. Бизнес дает возможность жить полноценно, быть гармоничным и последовательным в своих действиях и мыслях».Сейчас к изданию готовится книга-альбом «ПетроКазахстан» –это мы» о сотрудниках компании. В книге будут представлены порядка ста сотрудников из разных подразделений компании – от операторов до руководителей, члены одной семьи –«ПетроКазахстан». И цели по сплочению коллектива в итоге достигаются. На языке маркетологов это можно было бы назвать эффективным налаживанием внутренних коммуникаций в компании, работой по косвенному обучению персонала, инвестициями в человеческий капитал, повышением уровня лояльности сотрудников. Люди испытывают чувство гордости за свою компанию, причастность к ее достижениям, корпоративный патриотизм. А значит, работают с отдачей, получая моральное удовлетворение и материальное поощрение. А это устраивает и компанию, и сотрудников, и государство.
Коллектив бухгалтерии алматинского офиса:
– Благодаря нашему журналу «Мунайшы» мы узнаем много нового о достижениях других департаментов, об интересных фактах из жизни сотрудников, как рабочей, так и личной. Это поднимает корпоративный дух и вызывает чувство гордости за компанию, частью которой мы являемся, ведь не каждое предприятие выпускает журнал о своей деятельности в таком масштабе и качественном исполнении.
Игорь Дядищев, менеджер по управлению нефтебазами:
– Лично для меня важно, что в «Мунайшы» есть информация о деятельности компании в целом. Я узнаю из журнала о вопросах обеспечения безопасности на производстве, охране труда и экологической безопасности. Интересно читать о социальных проектах компании, полезна информация о проведении досуга. Мне нравится, что журнал прививает уважение к истории и традициям разных народов, рассказывает, как поддерживать здоровый образ жизни, много пишет о спорте. Я и сам являлся автором рубрики «Путешествия».Наш журнал по-настоящему очень интересен и востребован.