/**/

Второе рождение Шымкентского НПЗ

Шымкентский нефтеперерабатывающий завод в год своего 30-летия переживает второе рождение. После завершения ведущихся в настоящее время работ по модернизации и реконструкции завода, увеличится глубина переработки, мощность достигнет 6 млн тонн нефти в год, и начнется выпуск моторных топлив экологических классов К4 и К5, в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза.

Строительство нового нефтеперерабатывающего завода на юге Казахстана началось в 1972 году с установки ЛК-6У, и сегодня являющейся сердцем завода. Тогда в течение года построили цех нестандартного оборудования, потом проект был заморожен, так как одновременно началось строительство еще нескольких НПЗ: на Украине, в России и в Беларуси. Работы на стройплощадке близ Шымкента возобновились в 1976 году со строительством вспомогательных цехов. В 1978 году были введены в строй еще два новых объекта: цех водоснабжения, канализации и очистных сооружений для действующей ТЭЦ-3, которая обеспечивала тепловой энергией промышленную зону города, а также транспортная артерия завода – товарно-сырьевой цех.

И, наконец, 1983 год ознаменовался приемкой первой партии нефти на переработку из Западной Сибири по трубопроводу «Омск — Павлодар — Чимкент». 11 апреля был торжественно отгружен первый состав с «черным золотом», который по железной дороге ушел на переработку на Ферганский НПЗ. В середине 1984 года сдается в эксплуатацию еще ряд цехов, в том числе цех паро-водо-воздухоснабжения с подразделениями «азотно-кислородная станция», «центральная конденсатная станция», «воздушно-компрессорная установка» и центральная заводская лаборатория. Это те объекты, без которых пуск ЛК-6У был бы невозможным. И вот 28 января 1985 года был получен первый шымкентский бензин!

Этот день стал настоящим праздником, венчающим труд тысяч людей, проектировавших, строивших и запускавших завод. Для обеспечения бесперебойной работы оборудования из разных нефтеперерабатывающих регионов Советского Союза – Гурьева, Павлодара, Ферганы, Уфы – были приглашены высококлассные специалисты, впоследствии ставшие основателями трудовых династий заводчан.

В августе 1985 года в эксплуатацию сданы еще две секции: секция 200 и секция 300, а в январе 1986 года – газофракционирующая установка – секция 400. С весны 1986 года завод начинает работать по полной схеме, с плановым выпуском продукции, доведя мощность переработки до 6 млн тонн нефти в год.

12 февраля 1996 года Южно-Казахстанским территориальным комитетом по государственному имуществу на базе государственного Шымкентского НПЗ было образовано акционерное общество «Шымкентнефтеоргсинтез» (ШНОС). После распада хозяйственных связей в рамках Советского Союза, завод стал испытывать острые проблемы с сырьем для загрузки. Вместо западно-сибирской, сравнительно тяжелой нефти, с низким содержанием парафинов и средним содержанием серы, под которую и проектировался завод, на НПЗ стала поступать нефть с расположенного в Кызылординской области месторождения Кумколь. Кумкольское сырье более легкое, низкосернистое и высокопарафинистое, и на начальном этапе возникли сложности с выпуском дизельного топлива и керосина. В 1998 году установка гидроочистки дизтоплива была реконструирована, а в 2001 году была введена в действие новая технология производства авиационного керосина.

В 2000 году собственником завода стала компания «ПетроКазахстан» (в то время носившая имя «Харрикейн Хайдрокарбонс Лтд.»), а в 2005 году «ПетроКазахстан» был приобретен компанией CNPCI, дочерним подразделением «Китайской национальной нефтегазовой корпорации». В 2007 году Шымкентский завод приобрел еще одного акционера в лице национальной компании «КазМунайГаз» с 50%-ной долей владения. Таким образом, АО «ШНОС» сначала было трансформировано в ТОО «Харрикейн Ойл Продактс», а затем в «ПетроКазахстан Ойл Продактс» (ПКОП). С тех пор основой успеха завода являются два сильных акционера в лице национальных компаний двух государств: Казахстана и Китая.

По прошествии четверти века стало очевидно, что завод морально устарел. Уровень глубины переработки нефти и выход светлых нефтепродуктов не соответствовал требованиям, предъявляемым к современным НПЗ, в стране ужесточились экологические требования к качеству бензина. Причем, такая же ситуации сложилась и на еще двух имеющихся в стране НПЗ: Атырауском и Павлодарском. В этой связи правительством страны была разработана программа модернизации нефтеперерабатывающей отрасли Казахстана. В октябре 2010 года правительством была утверждена Программа по развитию нефтегазового сектора в Республике Казахстан на 2010-2014 годы, которая предусматривала реконструкцию и модернизацию Шымкентского НПЗ.

Проект модернизации также был включен в Государственную программу индустриально-инновационного развития РК на 2010-2014 и 2015-2019 гг., утвержденную указом президента Казахстана, и в перечень инвестиционных стратегических объектов РК, утвержденный постановлением правительства РК.

Проект реконструкции и модернизации Шымкентского НПЗ реализуется в 2 этапа. На первом этапе осуществляется строительство новых и реконструкция существующих технологических установок и объектов ОЗХ для обеспечения выпуска моторных топлив экологических классов К4, К5, согласно требованиям Технического регламента Таможенного союза. Это аналог европейских стандартов Евро-4 и Евро-5, принятый в странах Таможенного союза. Проекты Первого этапа:строительство установки изомеризации; строительство установки производства серы мощностью 4 000 тонн в год; реконструкция установки гидроочистки дизельного топлива секции 300.

Второй этап – строительство новых и реконструкция существующих технологических установок и объектов ОЗХ для восстановления проектной мощности до 6 млн тонн в год и увеличения глубины переработки:

  • каталитический крекинг «RFCC»;
  • гидроочистка бензина «Prime G+»;
  • демеркаптанизация газов «Merox»;
  • производство октаноповышающей присадки ЭТБЭ;
  • производство серы, очистка водорода и др.

В настоящее времязавершена разработка ТЭО и проектно-сметной документации. Реализация Первого этапа находится в активной фазе – частично выполнена реконструкция установки гидроочистки дизельного топлива секции 300, получено дизельное топливо класса К5 в летнем режиме; строительство установки производства серы находится на завершающем этапе, ведутся пуско-наладочные работы; производится разработка рабочей документации, размещение заказов на оборудование и строительно-монтажные работы на установке изомеризации. 16 января 2015 года подписан ЕРС-контракт для реализации Второго этапа проекта c генеральным подрядчиком – компанией CPECC (казахстанский филиал «Китайской нефтяной инженерно-строительной корпорации», дочерняя организация корпорации CNPC (КНР); производится разработка рабочей документации и размещение заказов на оборудование. В соответствии с графиком, завершение Проекта планируется на 4 квартал 2016 года.

После завершения Проекта реконструкции и модернизации Шымкентского НПЗ будет увеличено производство нефтепродуктов:

  • высокооктановые бензины – с 735 до 2 162 тыс. тонн в год;
  • дизельное топливо – с 1 346 до 2 013 тыс. тонн в год;
  • авиатопливо – с 280 до 400 тыс. тонн в год.

Помимо увеличения выработки светлых нефтепродуктов (доля выработки высокооктановых автобензинов в общем бензиновом пуле составит 100%), проект реконструкции и модернизации Шымкентского НПЗ решит и важные социальные задачи в регионе, в том числе: создание новых рабочих мест в городе Шымкент и улучшение экологической безопасности в южном регионе Казахстана. 

Вы переходите на pkop.petrokazakhstan.kz